Моделирование бизнес-процессов в business studio

В программе Business studio можно создать модель бизнес процессов в нотации IDF0, декомпозировать бизнес-процессы на более низкий уровень и описать в нотации IDF0, EEPC, BPMN.

IDEF0 — нотация графического моделирования, используемая для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающих эти функции. Стандарт IDEF0 (Integration Definition for Function Modeling) утвержден в США в 1993 как Федеральный стандарт обработки информации. В России находится в статусе руководящего документа с 2000 года и в настоящее время в качестве стандарта не утвержден. Тем не менее методология IDEF0 является одним из популярных подходов для описания бизнес-процессов. К ее особенностям можно отнести:

  • использование контекстной диаграммы;
  • поддержка декомпозиции;
  • доминирование;
  • выделение 4 типов стрелок.

Контекстная диаграмма. Самая верхняя диаграмма, на которой объект моделирования представлен единственным блоком с граничными стрелками. Эта диаграмма называется A-0 (А минус нуль). Стрелки на этой диаграмме отображают связи объекта моделирования с окружающей средой. Диаграмма A-0 устанавливает область моделирования и ее границу. Пример диаграммы A-0 приведен ниже.

Модель бизнес-процессов компании в нотации IDF0 представлена ниже

Диаграмма, описанная в нотации EPC (событийная цепочка процессов), представляет собой упорядоченную комбинацию событий и функций. Для каждой функции могут быть определены начальные и конечные события, участники, исполнители, материальные и документальные потоки, сопровождающие её. В нотации EPC ветвление стрелок осуществляется с использованием операторов (и, или, исключающие или). Диаграмма декомпозируемой функции EPC может быть описана только в нотациях EPC или BPMN 2.0.

На каждый созданный процесс можно сформировать отчет по описанию процесса и его входам и выходам.

Процесс Владелец Исполнители Входы Выходы
Тип Название Объекты Название Объекты
1. А1 Создание компании Вход Пакет документов Пакет документов Договор об аренде помещения Договор об аренде помещения
Список необходимого оборудования Список необходимого оборудования Документы организации Документы организации
Управление Договор об аренде помещения Договор об аренде помещения
Документы для учреждения фирмы Документы для учреждения фирмы
Шаблон устава Шаблон устава
Механизм Администратор_1
Администратор_2
Главный инженер
Директор
Снабженец
Юрист
2. А2 Привлечение клиентов Вход Документы организации Документы организации База данных клиентов База данных клиентов
Управление Шаблон договора Шаблон договора Технические документы Технические документы
Механизм Менеджер 2 Требования Требования
3. А3 Оформление выставки Вход Технические документы Технические документы Партнерский договор Партнерский договор
Требования Требования Список партнеров Список партнеров
Управление База данных клиентов База данных клиентов
Договор с клиентом Договор с клиентом
Свидетельство о регистрации Свидетельство о регистрации
Шаблон Партнерского договора Партнерский договор
Механизм
Администратор_1
Дизайнер
Маркетолог 2
4. А4 Реализация Вход Шаблон договора с контрагентом Шаблон договора с контрагентом Договор с контрагентом Договор с контрагентом
Управление Список партнеров Список партнеров Официальное открытие выставки
Механизм Главный инженер
5. А5 Завершение проекта Вход Официальное открытие выставки Закрытые документы Закрытые документы
Управление Договор с контрагентом Договор с контрагентом Отчет о рекламной компании Отчет о рекламной компании

Входы и выходы процесса

Тип Название Объекты
1. Вход Пакет документов Пакет документов
Список необходимого оборудования Список необходимого оборудования
2. Выход Договор об аренде помещения Договор об аренде помещения
Документы организации Документы организации
3. Управление Договор об аренде помещения Договор об аренде помещения
Документы для учреждения фирмы Документы для учреждения фирмы
Шаблон устава Шаблон устава
4. Механизм Администратор_1
Администратор_2
Главный инженер
Директор
Снабженец
Юрист

Описание подпроцессов

Процесс Владелец Исполнители Входы Выходы
Тип Название Объекты Название Объекты
1. А1.1 Регистрация фирмы Механизм Директор Свидетельство о регистрации Свидетельство о регистрации
2. А1.2 Закупка инвентаря Вход Список необходимого оборудования Список необходимого оборудования Закупленное оборудование Список необходимого оборудования
Управление Свидетельство о регистрации Свидетельство о регистрации Счета фактуры на оборудование Счета фактуры на оборудование
Механизм Администратор_1
3. А1.3 Поиск помещения Вход Закупленное оборудование Список необходимого оборудования Договор об аренде помещения Договор об аренде помещения
Управление Договор об аренде помещения Договор об аренде помещения
Счета фактуры на оборудование Счета фактуры на оборудование
Механизм Администратор_2

Пример моделей EPC в рамках организации

При моделировании процессов можно использовать операторы условия:»исключающие или», «или», «не».

Организационная структура, выполненная в нотации Business studio

После выполнения моделирования бизнес-процессов можно произвести имитацию бизнес-процесса «as is» с помощью функционально-стоимостного анализа и имитационного моделирования средствами bussiness studio 4.1.

Этапы выполнения имитации:

  • задание временных параметров конечных (недекомпозированных) процессов
  • задание параметров ресурсов, необходимых для выполнения этих процессов
    Ресурсы подразделяются на временные и материальные. Стоимость временного ресурса переносится на стоимость процесса пропорционально тому времени, которое ресурс затрачивает на выполнение процесса, стоимость материального ресурса – пропорционально количеству повторений процесса.
  • назначение ресурсов на процессы
  • проведение имитации выполнения процессов

Отчет по результатам имитации «as is»

Временные ресурсы

Название Смена Ставка в час Среднее время использования Средняя стоимость использования, руб.
1. Маркетолог 1 Смена 1 200 руб.
2. Маркетолог 2
  Сумма 11333,33

Материальные ресурсы

Название Стоимость Среднее потребляемое
количество
Средняя стоимость потребления,
руб.
1. Word 0 1
2. Акт-передачи 0 1
3. Заключенный договор на размещение 0 1
4. Компьютер 0 1
5. Список необходимого оборудования 0 1
6. Список необходимых мероприятий 0 1
7. Шаблон договора на размещение 0 1
  Сумма 0

Произведенные продукты

Название Среднее производимое количество
1. Акт-передачи 1
2. Доставка осуществлена 1
3. Заключенный договор на размещение 1
4. Регистрация на товарный знак 1
5. Список материалов для украшения 1
6. Список необходимого оборудования 1
7. Список необходимых мероприятий 1
8. Счета 1

Средние значения времени и стоимости подпроцессов

Процесс Время выполнения Время ожидания Время в очереди Время в ожидании материальных ресурсов Полное время Стоимость,
руб.
1. А6.1 Подготовка рекламной продукции 1д. 00:00:00 2:00:00 9д. 06:42:51 0:00:00 10д. 08:42:51 4800
2. А6.2 Заключение договора на размещение 1д. 00:00:00 2:00:00 7д. 14:30:00 0:00:00 8д. 16:30:00 4800
3. А6.3 Регистрация товарного занака 1:00:00 3д. 00:00:00 17:15:00 0:00:00 3д. 18:15:00 200
4. А6.4 Размещение рекламной продукции 2:00:00 3:00:00 4:00:00 0:00:00 9:00:00 400
5. А6.5 Подготовка списка необходимого оборудования 1:00:00 1д. 00:00:00 0:15:00 0:00:00 1д. 01:15:00 200
6. А6.6 Осуществление доставки оборудования 0:10:00 4:00:00 8:47:30 0:00:00 12:57:30 3000
7. А6.7 Осуществление монтажа оборудования 1:00:00 0:30:00 0:12:30 0:00:00 1:42:30 3500
8. А6.8 Подготовительные работы по отделке помещения 0:40:00 0:10:00 3:45:00 0:00:00 4:35:00 133,33
9. А6.9 Подготовка необходимого материалы для укращения 1:00:00 0:30:00 0:15:00 0:00:00 1:45:00 200
10. А6.10 Провести закупку метериалов 3:00:00 2:00:00 4:00:00 0:00:00 9:00:00 600
11. А6.11 Украсить помещение 1:00:00 0:30:00 11:00:00 0:00:00 12:30:00 200

Средние затраты времени и стоимости экземпляров подпроцессов на выполнение экземпляра процесса

Процесс Частота в рамках вышележ. Время выполнения Время ожидания Время в очереди Время в ожидании материальных ресурсов Полное время Стоимость,
руб.
1. А6.1 Подготовка рекламной продукции 1 1д. 00:00:00 2:00:00 9д. 06:42:51 0:00:00 10д. 08:42:51 4800
2. А6.2 Заключение договора на размещение 1 1д. 00:00:00 2:00:00 7д. 14:30:00 0:00:00 8д. 16:30:00 4800
3. А6.3 Регистрация товарного занака 1 1:00:00 3д. 00:00:00 17:15:00 0:00:00 3д. 18:15:00 200
4. А6.4 Размещение рекламной продукции 1 2:00:00 3:00:00 4:00:00 0:00:00 9:00:00 400
5. А6.5 Подготовка списка необходимого оборудования 1 1:00:00 1д. 00:00:00 0:15:00 0:00:00 1д. 01:15:00 200
6. А6.6 Осуществление доставки оборудования 1 0:10:00 4:00:00 8:47:30 0:00:00 12:57:30 3000
7. А6.7 Осуществление монтажа оборудования 1 1:00:00 0:30:00 0:12:30 0:00:00 1:42:30 3500
8. А6.8 Подготовительные работы по отделке помещения 1 0:40:00 0:10:00 3:45:00 0:00:00 4:35:00 133,33
9. А6.9 Подготовка необходимого материалы для укращения 1 1:00:00 0:30:00 0:15:00 0:00:00 1:45:00 200
10. А6.10 Провести закупку метериалов 1 3:00:00 2:00:00 4:00:00 0:00:00 9:00:00 600
11. А6.11 Украсить помещение 1 1:00:00 0:30:00 11:00:00 0:00:00 12:30:00 200
Сумма

Экземпляры процесса

Количество запущенных экземпляров 22
Количество завершенных экземпляров 4
Количество незавершенных экземпляров 18
Среднее количество запусков в день 0,724
Среднее количество завершенных экземпляров в день 0,132

Результат: количество экземпляров равно 22, завершенных равно 4, незавершенных равно 18, среднее количество запусков в день равно 0,724, среднее завершенных экземпляров в день равно 0, 132.

Матрица ответственности

№№ Наименование процесса/процедуры Менеджер 1 Менеджер 2 Владелец БП Зам. директора
БП1 Бизнес-процесс «Реализация» О О В И
Пр1.1 Подготовка рекламной продукции У У И К
Пр1.2 Подготовительные работы по отделке помещения У У И К
Пр1.3 Заключение договора на размещение У У И К
Пр1.4 Регистрация товарного знака У У И К
Пр1.5 Подготовка необходимых материалов для украшения У У И К
Пр1.6 Размещение рекламной продукции У У И К
Пр1.7 Провести закупку материалов У У И К
Пр1.8 Украсить помещение У У И К
Пр1.9 Подготовить список необходимого оборудования У У И К
Пр1.10 Осуществление доставки оборудования У У И К
Пр1.11 Осуществление монтажа оборудования У У И К

Сводная ведомость отчетной информации

Наименование отчета Менеджер 1 Менеджер 2 Владелец БП
Акт передачи ежемесячно
Отчет о доставке ежемесячно еженедельно

 

Взаимодействие с другими процессами

Реализация
Получает информацию Передает информацию
Бизнес – процесс

«Оформление выставки»

Заключенный партнерский договор Заключенный договор на размещение

Регистрация товарного знака

Акт передачи

Отчет о доставке

Бизнес-процесс

«Завершение проекта»

Акт передачи и тд Подписанные акты

В процессе to be «Привлечение клиентов» клиентов стало равно 12, что на 4 больше чем в «as is». Количество привлеченных клиентов увеличилось на 4 (по сравнению с показателем до оптимизации бизнес-процесса). Количество сделанных сайтов увеличилось на 4, количество заработанных денег увеличилось на 160 тысяч рублей. В среднем привлеченный клиент оплачивает услуги на 40 тысяч рублей, до оптимизации у нас было 8 клиентов, которые оплатили услуги на 320 тысяч рублей, сейчас этот показатель ровняется 480 тысяч рублей.

Читайте также:


Добавить комментарий