IBM BPM

Стек платформ IBM представляют собой Java enterprise приложения, запускаемые на сервере websphere application server.

IBM BPM имеет следующие элементы:

  • Определение бизнес процесса — это исполняемая диаграмма процесса, в соответствии со стандартом BPMN. Процесс может включать в себя другой процесс или вызывать конкретный сервис.
  • Сервис — атомарная исполняемая единица приложения. Сервисы могут быть вложены в другие сервисы. Концептуально, сервисы бывают двух видов: полностью автоматизированные (вызов интеграции, обработка данных и т.д.) и неавтоматизированные (требующие взаимодействия с пользователем).
  • Тип данных — определяет структуру данных внутри приложения, может включать в себя свойства простых типов (строка, число и т.п.) или составных, заданным другим типом данных. Конкретные переменные и экземпляры объектов данных определяются в каждом процессе или сервисе.

IBM BPM состоит из следующих частей:

Репозиторий процессов — хранит всю информацию о процессах, сервисах, структурах данных и т.п.;

  1. Process server — исполняющий компонент, обеспечивающий работу бизнес-процессов;
  2. Process center — компонент, обеспечивающий доступ к репозиторию процессов для разработки;
  3. Process designer — среда разработки, основанная на eclipse;
  4. Портал — среда работы конечных пользователей (может не использоваться);
  5. Process data warehouse — хранилище статистической информации о прохождении экземпляров процессов;
  6. Blueworks Live — облачный сервис по моделированию и документированию бизнес-процессов. Построенная модель может быть импортирована в process designer, но на практике эта возможность используется редко.


IBM BPM имеет следующие уровни лицензий:

  • Express — содержит все описанные выше компоненты BPM, но ограничен только одним проектом. Возможно установить только на одиночный сервер, без возможности кластеризации.
  • Standard — содержит все описанные выше компоненты BPM. Позволяет запускать сразу несколько проектов, позволяет установить на кластеризованный сервер, базовая поддержка интеграции.
  • Advanced — содержит дополнительно встроенную шину данных и расширенные средства для интеграции. Предназначен для высоконагруженных проектов.

IBM имеет различные сопряженные продукты:

  • ODM — платформа для бизнес-правил;
  • Case manager — платформа для создания и организации набора кейсов;
  • Integration bus — интеграционная шина.

Несмотря на то, что методологические подходы Pega и IBM очень схожи (критерии выбора проекта, важность бизнес-целей, итерационность сбора требований и разработки), в IBM гораздо меньше инструментов для поддержки этого подхода.

При внедрении решения на IBM BPM предполагается следующий подход:

  1. Выбрать проект, который показывает наилучший баланс между объемом затрат и потенциальным эффектом;
  2. Описать бизнес-цели в BlueworksLive;
  3. Описать бизнес-процесс в BlueworksLive;
  4. Провести серию встреч с пользователями для прогона процесса, описанного в BlueworksLive (так называемый Playback 0);
  5. Перенести процесс из BlueworksLive в Process Center для начала разработки;
  6. Далее итерационно:
    1. Разработать часть бизнес-процесса;
    1. Показать результаты пользователям (Playback 1..N).