Обзор BPM-систем для управления бизнес-процессами

Направление BPM (управление бизнес-процессами) возникло в результате сближения четырех сегментов: системы, которые служат для автоматизации процессов, выполняемыми людьми (например, системы управления взаимоотношениями с клиентами), интеграция приложений и их информационный обмен между собой, системы для моделирования и анализа бизнес-процессов, системы для мониторинга и анализа эффективности предприятия.

Для использования данной концепции необходимо использовать системы управления бизнес-процессами (Business Process Management Suite, сокращённо BPMS). Такие системы имеют в своем арсенале средства моделирования бизнес-процессов, мониторинга, создания бизнес правил, проектирования визуальных форм, моделирования баз данных и исполнения бизнес-процессов.

При внедрении BPMS организация переходит от системного подхода к процессному. Если в системном подходе внимание концентрировалось на целостности структуры, взаимосвязях различных частей организации, управление ориентировалось на конечный результат, то в процессном подходе внедряется система менеджмента качества ИСО 9001:2015, происходит формирование цепочки бизнес-процессов в пределах производственной структуры предприятия, организуется управление ими, разрабатываются стандарты, методологии и регламенты, обеспечивающие результативность процессов.

Описание бизнес-процессов в системах BPMS чаще всего служит нотация BPMN (Business Process Model and Notation – нотация моделирования бизнес-процессов) или BPML (Business Process Modeling Language — язык для моделирования бизнес-процессов), иногда применяется EPC (Extended event driven process chain – расширенное описание событийной цепочки процессов), реже всего применяется нотация IDEF0 (относящаяся к методологии функционального моделирования). Нотация BPMN ориентирована на технических специалистов и на бизнес-пользователей. Эти диаграммы могут быть трансформированы в исполняемые модели на языке BPEL (Business Process Execution Language — язык исполняемых бизнес-процессов). Иногда для описания бизнес-процессов применяется язык YAML (Ain’t Markup Language — формат сериализации данных, концептуально близкий к языкам разметки) и UML (Unified Modeling Language – унифицированный язык моделирования).

Самые известные BPMS системы: «Aris Toolset», «Pega», «JBPM», «Bizagi», «IBM», «Oracle», «Camunda», — зарубежные системы, среди отечественных: «ELMA», «Diasoft BPM Framework». Данные системы возможно разделить на два класса: системы, требующие специальной подготовки (чаще всего знания языка программирования – Java или C#), и системы, не требующие навыков программирования.

«Pega», «JBPM», «IBM», «Oracle», «Camunda» являются Java Enterprise приложением, разработка ведется в Eclipse и на языке программирования Java. Моделирование бизнес-процессов производится в нотации BPMN 2.0 или языке исполняемых бизнес-процессов (BPEL) или YAWL. В качестве сервера приложений у «JBPM» используется WildFly, у «IBM» используется WebSphere Integration Developer, «Pega» использует Apache Tomcat. В качестве СУБД (системы управления базами данных) используется реляционная база данных: «H2», «MySQL», «SQL Server» или объектно-реляционная СУБД: «Postgress», «Oracle». Стоимость внедрения таких систем составляет несколько сотен тысяч долларов.

Среди систем, не требующих знания специальных языков программирования, выделяется «Bizagi», которая состоит из трех сред: 1) Modeler – среда для моделирования бизнес-процессов; 2) Studio – среда, в которой можно производить проектирование графических форм и организовывать совместный доступ; 3) Engine – среда, которая является ядром всей BPM системы Bizagi. Система «Bizagi» устанавливается на операционную систему «Windows», использует СУБД «SQL Server», для моделирования бизнес-процессов используется урезанная нотация BPMN. От проектирования и до исполнения небольших бизнес-процессов проходит всего несколько дней, стоимость разработки практически нулевая.

Практический результат в краткосрочной перспективе от внедрения BPMS трудно измерить. Но в долгосрочной перспективе может оказать влияние на малые и средние компании (в т.ч. переход от системного подхода к процессному, внедрение менеджмента качества ИСО 9001:2015, автоматизации бизнес-процессов, сокращение издержек, внедрение системы качества PIQS и тд).

Читайте также:


Добавить комментарий