Песочница. Концепция Информационной системы (ИС) создаваемой для учета ссуд в микро финансовой организации.

Введение

Во исполнение плана мероприятий по автоматизации деятельности микро финансовой организации и соблюдения 151 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» создается концепция информационной системы (ИС). Концепция определяет цели и задачи создания типового программно-технологического обеспечения микрофинансовой организации (МФО), общую функциональную архитектуру и состав информационного обеспечения системы, а также этапы ее создания и последующей эксплуатации. Концепция подготовлена на основе анализа возможности автоматизации процессов сбора, обработки и представления информации, необходимой для владельца и сотрудников-приемщиков МФО.

II. Предпосылки создания системы

Основополагающими документами при создании системы являются: — 151 Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях — 346.12 статья Налогового кодекса России — Указание Банка России от 11.03.2016 No 3979 У «О формах и сроках представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации»;

III. Цель создания системы

Система создается для автоматизации учета выдаваемых ссуд под залог ювелирных изделий, формирования статистической-аналитической отчетности, учета деятельности организации в целом и автоматизации бизнес процессов.

Для достижения этой цели необходимо обеспечить: — разработку программно-технического решения; — разработку проектов необходимой рабочей документации, необходимой для обеспечения процессов внедрения и адаптации ИС; — апробацию, адаптацию и опытную эксплуатацию системы; — доработку и уточнение состава рабочей документации и регламентной и организационной документации, необходимой для обеспечения процессов внедрения и адаптации ИС по итогам опытной эксплуатации; — подготовку материалов и методических рекомендаций по адаптации системы по результатам внедрения;

IV. Основные требования, предъявляемые к системе

При создании и развитии системы должно быть обеспечено выполнение основных и специальных требований, а также требований к стандартизации и унификации.

Основными требованиями, предъявляемыми к системе, являются следующие: — системность, состоящая в рациональной декомпозиции системы, в том числе на компоненты и подсистемы системы, предоставляющая возможность автономной разработки и внедрения составных частей системы на основе единой технической политики, что обеспечивает целостность системы при ее взаимодействии с изменяющейся внешней средой; — открытость, состоящая в способности системы к расширению состава предоставляемых услуг и технологий и увеличению числа источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик; — стандартизация (унификация), состоящая в рациональном применении типовых, унифицированных или стандартизированных проектных решений и технологий,
внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом; — осуществление согласованных между собой процессов проектирования и поэтапной модернизации структурных составляющих системы, обеспечивающих ее постоянную адаптацию к изменяющимся требованиям пользователей. К специальным требованиям, предъявляемым к системе, относятся: — комплексная безопасность, заключающаяся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям.

Требования к стандартизации и унификации, предъявляемые к системе, включают: — обеспечение соответствия форматов обмена данными; — обеспечение возможности централизованного обновления системы, при изменении законодательства и методической базы; — обеспечение возможности прямого обращения к функциональности системы;

V. Состав и структура системы

Основными компонентами системы являются: — Хранилище данных — Работа с залоговым билетом — Формирование отчетности — Модули администрирования, обеспечивающие выполнение операций ведения баз данных, управления учетными записями пользователей и разграничения прав доступа к ресурсам системы.

Для каждой категории пользователей системы реализуются мероприятия по обеспечению безопасности и надежности их автономного и совместного функционирования. В качестве инструмента работы с системой и обеспечения доступа к содержащимся в ней данным может использоваться специализированное программное обеспечение.

VI. Хранилище данных

Хранилище данных должно объединять информацию, необходимую для решения прикладных задач системы: — Ведения учета клиентов — Редактирования статуса клиента (продлен, уплачены проценты, завершен) — Формирования отчетности

Хранилище данных должно содержать следующие основные разделы: Фамилию, имя, отчество, телефон, дату залога, дату окончания, контактный телефон, дату рождения, паспортные данные

VII. Работа с залоговым билетом

Работа с залоговым билетом должно позволять вводить данные клиентов в форму, формировать вывод на печатать формы с данными.

VIII. Формирование отчетности

Средства формирования отчётности предназначены для отображения исходных данных.

Средства представления данных должны обеспечивать: — Формирование и сохранение отчетных форм, полученных в прогнозно-аналитических подсистемах типового решения, в том числе формирование отчетов с использованием параметризированных запросов при использовании толстого клиента; — Экспорт полученных выходных отчетных форм в стандартные офисные приложения, и в виде html-файлов; — Вывод отчетных документов на печать с возможностью предварительного просмотра и редактирования параметров страницы:
— Представление данных в табличном, графическом, анимированном и картографическом виде: — Формирование веб-раздела представления данных в сети Интернет.

IX Программные модули администрирования

Модули предназначены для обеспечения информационной безопасности системы, за счет выполнения следующих задач: — формирование групп и отдельных пользователей,

Основными направлениями создания комплексной системы защиты информации являются: — обеспечение безопасности взаимодействия системы с внешними источниками информации; — защита информации от несанкционированного доступа.

X. Обеспечение создания, функционирования и развития системы

Создание системы осуществляется в 3 этапа: I этап (сентябрь 2017 года) – проектирование и создание ИС; II этап (октябрь 2017 года) – адаптация и внедрение системы; III этап (ноябрь 2017 года) – тиражирование системы в филиалы;

На I этапе планируется: — Разработка пояснительной записки; — Создание технического задания; — Написание нефункциональных требований — Прототипирование экранов — Программирование приложения

На II этапе планируется: — Адаптация и внедрение информационной системы; — Доработка и внедрение модулей системы; — Подготовка методических рекомендаций по работе с системой.

На III этапе планируется: — Тиражирование и адаптация разработанной системы в филиалы компании; — Ввод системы в промышленную эксплуатацию в субъектах.

XI. Ресурсное обеспечение создания и развития системы

В связи с тем, что создание системы носит комплексный характер, направленный на совершенствование информационно-технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры микро финансовых организаций. Финансирование проекта осуществляется заказчиком в полном объеме.

XIV. Ожидаемый социально-экономический эффект создания системы

Предполагается, что создание системы позволит: — повысить эффективность учета заемщиков в МФО — обеспечить эффективность управления МФО — снизить трудозатраты на операции по сбору, обработке, поиску и представлению данных, а также подготовке сводной отчетной документации